[1] [2] [3] [4] [5] [6] [7] [8] [9] [10] [11] [12] [13] [14] [15] [16] [17] [18] [19] [20] [21] [22] [23] [24] [25] [26] [27]

 

К списку выпусков

Рязанские ведомости.1999. 27августа. . 183-184. С. 4.

"Не надейся, попадья, на попа - найми казака".
Происхождение и социальный статус рязанских казаков.

                       Азовцев А.

"Имени Кокиных".
Благотворители и предприниматели Кокины.

                       Кусова И.

Еврейский погром в Рязани 1905 года.
Создание кабинета чтения при 1-й мужской гимназии (1820-1830).

                       Мираков М.,                        Трибунский П.

Уроки краеведения.
Юбилей рязанского краеведа В.Д.Дудкина (1929 г.р.).

                       Никитин А.

"Касимов... это что-то вроде русского Марбурга ..."
Б.Л.Пастернак в Касимове.

                       Чеснокова Т.,                        Филиппов Д.

 

"Касимов... это что-то вроде русского Марбурга ..."

   В ряду громких имен литераторов, художников и музыкантов, так или иначе связанных с рязанскими краем, занимает свое место и имя поэта Бориса Леонидовича Пастернака.

В 1920 году семья Пастернаков жила в холодной, голодной Москве, испытывая все тяготы жизни в условиях послевоенной разрухи. Летом родителям поэта Леониду Осиповичу Пастернаку, известному художнику, и матери Розалии Исидоровне удалось получить путевку в подмосковный санаторий для поправки здоровья, а Бориса и его сестру Лидию было решено отправить в Касимов - к родному дяде по матери Осипу Исидоровичу Кауфману.

Кауфманы были родом из Одессы. В Касимове Осип Исидорович обосновался, видимо, после окончания университета. Здесь он женился, имел большую медицинскую практику, обслуживая город и уезд. Память о докторе Кауфмане жива в Касимове по сей день. Его бывшие пациенты, сотрудники, соседи вспоминают его как человека очень доброго, отзывчивого, удивительно благородного. Внимательный к больным Осип Исидорович врачевал не только медикаментами, но всегда находил время для душевного разговора с пациентами, и беседы эти благотворно влияли на их физическое и моральное состояние. Он много помогал работникам поликлиники, в которой трудился, и не только передавая опыт молодым сотрудникам. В голодные годы оказывал нуждающимся материальную помощь, нередко делая это тайно, чтобы не ставить коллег в неловкое положение. Доктору Кауфману была свойственна удивительная порядочность, так, во времена, когда врачи жили доходом от частной практики, одним из его правил было брать оплату за услуги только в случае выздоровления пациента.

Но вернемся к Пастернакам. Выехать из Москвы было не просто. Лидия поехала раньше с командировкой от Луначарского для сбора фольклора - иначе нельзя было попасть на поезд. Борис был вынужден ехать позже - от истощения у него развился сильнейший и мучительный фурункулез.

Оказавшись, наконец, в Касимове Борис Леонидович буквально окунулся в спокойную, размеренную атмосферу провинциальной жизни. Да и с продовольствием в глубинке было полегче, чем в столице. Борис с сестрой как могли помогали дяде ухаживать за огородом, делать заготовки на зиму, тем более, что хозяйство Кауфманов было рассчитано и на семейство Пастернаков.

Письма Бориса Леонидовича из Касимова к родителям и друзьям были полны радости и веры в будущее. Более того, во многих из них он уговаривал родителей переменить трудное и безликое московское существование на "жизнь в полном смысле довоенную, допускающую самый разнообразный выбор форм", найденную им в Касимове. В одном из писем Пастернак писал: "Судорожное окоченение, в которое привел всех нас московский общий дух, прошло бы само собою при первом же взгляде на картину того и другого (путешествия и Касимова) как это случилось со мной и с Лидой...

А русская провинция (папа, русский художник, ведь совсем, совсем ее не знает), это именно то, что он сам подразумевает, того не ведая, когда говорит про свою мечту о покое, теперь будто бы расстроившуюся". Заканчивая письмо, поэт дает лаконичную характеристику приютившего его города: "Касимов... - это что-то вроде русского Марбурга. Он древнее Москвы, бывшая столица татарского царства, очень живописен... Россия оживает и в Салтыкова-Щедрина просится уже не провинция, а в сравнении с ее разумной жизнерадостной человечностью, - скорее уже сама Москва".

Живя в Касимове, Пастернак ездил и в Рязань, где у него завязались писательские и издательские знакомства. В 1921 году Рязанское отделение Всероссийского союза поэтов издало сборник стихов "Киноварь", куда вошли и шесть стихотворений Пастернака ("Это вечер из пыли лепился и, пышучи...", "Пара форточных петелек...", "Как не в своем рассудке...", Я не знаю, что тошней...", "Ну, и надо ж было, тужась...", "Между прочим, все вы, чтицы...").

Возможно, касимовские и рязанские впечатления нашли отражение и в известнейшем произведении Бориса Пастернака - романе "Доктор Живаго". Начать с того, что сама фамилия Живаго имела рязанское происхождение, а семейство Пастернаков было знакомо с выходцами из этого известного рода. Кроме того, описание города Юрятина в романе напоминает вид Касимова: "Он ярусами лепился на возвышенности, ... дом на доме и улица над улицей, с большим собором посредине на макушке..." Конечно, Борис Леонидович много ездил по стране, и в художественном образе могли отразиться любые впечатления, но мысль о том, что это были именно касимовские воспоминания кажется очень привлекательной.

Дом Кауфманов, в котором останавливался Б. Пастернак на бывшей Маломещанской улице (ныне ул. Карла Либкнехта) сохранился до наших дней. Бывал ли Пастернак в Касимове в более поздние годы - неизвестно, хотя родственники, в том числе и племянники, гостили у О.И.Кауфмана почти каждое лето до самой его смерти в 1939 году. Дядя поэта был похоронен на касимовском кладбище, но могила его к сожалению не сохранилась.

Татьяна Чеснокова, Дмитрий Филиппов.