[1] [2] [3] [4] [5] [6] [7] [8] [9] [10] [11] [12] [13] [14] [15] [16] [17] [18] [19] [20] [21] [22] [23] [24] [25] [26] [27]

 

К списку выпусков

Рязанские ведомости.1999. 25 марта. . 57. С.3.

Мещера.
История происхождения имени "Мещера".

                     Азовцев А.

Братское кладбище.
История братского кладбища эпохи Первой мировой войны.

                     Александров П.

Рязанские дни В.А.Грингмута.
Правый политический деятель В.А.Грингмут и Рязанский край.

                     Мираков М.

У истоков этнографии нашего края.
Начало изучения Рязанского края в этнографическом отношении.

                     Толстов В.,                      Трибунский

Снасти из Касимова.
История касимовских прядильных заводов.

                     Филиппов Д.

 

У истоков рязанской этнографии

   Основным научным центром Рязанской губернии конца XIX - начала ХХ в. была ученая архивная комиссия (РУАК). Официально функции комиссии ограничивались, главным образом, архивной сферой. Заслугой провинциальных исследователей было их расширение до уровня научного изучения различных сторон прошлого своего края, в том числе и этнографии.

Впервые на этнографические исследования как на одну из возможных сфер деятельности РУАК указал академик Н.В.Калачов на открытии комиссии (1884 г.). Сложность, однако, заключалась в том, что в Рязани не было этнографов-профессионалов. В первые годы существования комиссии в ее "Журналах" и "Трудах" печатались статьи и заметки А.П.Мансурова, И.В.Добролюбова и А.В.Селиванова, содержавшие отрывочный материал по этнографии края.

Свою скромную лепту в этнографическое изучение Рязанщины внес известный диалектолог Е.Ф.Будде, проживавший в 1890-1893 гг. в Скопине. Занимаясь поиском материала для магистерской диссертации, он близко сошелся с правителем дел комиссии А.В.Селивановым, который помог ученому изучить архив РУАК и рекомендовал его в члены комиссии. Селиванов даже предложил напечатать диссертацию, посвященную рязанским говорам, в "Трудах" комиссии, и Будде первоначально даже согласился, но позже он был вынужден отказаться из-за отрицательного отношения своего оппонента к месту печатания. Взамен диссертации Будде обещал прислать "какую-нибудь статью более этнографического характера, чем лингвистического, например, некоторые песни Рязанской губернии с их объяснением или что-нибудь подобное". К сожалению, данное обещание осталось невыполненным. Будде специально не занимался этнографическим изучением Рязанщины, но в его трудах по диалектологии содержится немало записей песен, описаний обрядов, средств передвижения, построек и др.

Свидетельством возросшего интереса РУАК к этнографии края стало крупное исследование И.И.Проходцова (1892 и 1895 гг.), посвященное предбрачным обычаям и убыткам крестьян. Документальную основу работы составили книги решений волостных судов Рязанской губернии. Указав на живучесть внешней традиционной формы заключения браков, Проходцов рассмотрел такие обычаи, как кладка, смотренье, сватовство, рукобитье, сговор, девичник и др. Подробному исследованию подверглось соотношение родительской власти и самостоятельности жениха и невесты. Проходцов внес некоторые коррективы в работу Л.П.Весина "Современный великорос в его свадебных обычаях и домашней жизни". Широкие перспективы этнографического изучения края не раз отмечались на заседаниях комиссии. К сожалению, ни одно из принятых решений не было осуществлено. Тем не менее, число приверженцев этнографии среди членов РУАК растет. Большим событием стала посмертная публикация указателя литературы о Рязанском крае, составленного И.В.Добролюбовым (1905 г.). Указатель включал раздел по этнографии, куда вошли книги, вышедшие до создания комиссии, а также ряд статей, опубликованных в ее "Трудах". В это же время член-сотрудник РУАК, учитель 1-й мужской гимназии Д.Д.Солодовников попытался увлечь своих учеников сбором прибауток, песен, загадок и т.д. Солодовников предложил начать систематический сбор этнографического материала и привлечь к этой работе сельских учителей, священников, учащихся, помещая их записи в "Трудах". Идея Солодовникова была поддержана, и в 1907 г. РУАК послала 17 подобным ей комиссиям письма, в которых просила выслать программы по сбору этнографических сведений. В начале 1908 г. в составе РУАК была создана особая подкомиссия для разработки программы и способов собирания этнографического материала. Результатом деятельности подкомиссии стало создание программы сбора сведений. Вскоре ее опубликовали и разослали по уездам. Немногочисленные ответы с мест сохранились в рязанском архиве. Но бурный старт подкомиссии так и остался без финиша. В последующие годы этнографическая проблематика будет изредка всплывать в статьях по церковной истории и заметках об археологических изысканиях. Крупным явлением стала публикация Д.Д.Солодовниковым (1911 и 1914/5 гг.) песен, прибауток, частушек, заговоров, поверьев, собранных учащимися 1-й мужской гимназии в пяти уездах губернии. Солодовников сгруппировал материал, снабдил его комментариями, привел варианты разночтений из других губерний. Уже в годы Первой мировой войны РУАК приняла участие в составлении "Правил привоза и хранения старых архивных дел". В проекте, составленном И.И.Проходцовым, дела, "имеющие значения для этнографии, подлежали вечному хранению".

В течение всего периода существования РУАК обменивалась изданиями со многими научными обществами, занимавшихся этнографией, неоднократно получала приглашения принять участие в разного рода этнографических выставках и чествованиях. В ее состав входила целая плеяда известных ученых, внесших свой вклад в этнографическое изучение края: Д.Н.Анучин, В.В.Богданов, В.А.Городцов, Д.К.Зеленин, А.А.Шахматов.

Музей РУАК включал в себя богатейшее собрание предметов кустарного промысла и этнографических экспонатов. К 1899 г. их насчитывалось более 650. К празднованию 800-летия Рязани РУАК пыталась организовать этнографическую выставку, но проект остался нереализованным. По описи 1901 г. в музее имелся отдельный кустарный отдел, включавший витрины с гончарными, деревянными и полотяными изделиями. После ликвидации РУАК в 1918 г. большая часть экспонатов попала в краеведческий музей.

Этнографическое изучение края получило отрывочное отображение в общей системе работы РУАК, но комплекс данных, добытых комиссией, представляет некоторый интерес и для современных исследователей.

Виталий Толстов, Павел Трибунский.