[1] [2] [3] [4] [5] [6] [7] [8] [9] [10] [11] [12] [13] [14] [15] [16] [17] [18] [19] [20] [21] [22] [23] [24] [25] [26] [27]

 

К списку выпусков

Рязанские ведомости.1998. 25 сентября. . 187. С. 4.

ДОРОГИЕ ЧИТАТЕЛИ!

Истфаку - 60
Первые годы исторического факультета РГПУ.

                       Боярченков В.

"Мы были самостоятельно мыслящие люди".
Интервью со студенткой исторического факультета первого выпуска Н.С.Булкаковой.

                       Трибунский П.

Кто последний в декабристы?
Как картежник и буян М.Г.Ржевский стал декабристом в рязанских краеведческих изданиях.

                       Вессель Х.

Мозаика.
Периодическая печать XIX - начала ХХ в. в Рязанской губернии.

Воздвиженские.
История династии педагогов и ученых.

                       Трибунский П.

Прогулки по Касимову. Торговые ряды.
История создания торговых рядов в Касимове.

                       Филиппов Д.

 

Н.С.Булгакова: "Мы были самостоятельно мыслящие люди"

   В далеком 1938 году семнадцатилетняя Нина Булгакова стала студенткой первого набора истфака. Сейчас мы беседуем с доктором исторических наук, профессором кафедры социально-гуманитарных наук Рязанской сельскохозяйственной академии Ниной Сергеевной Булгаковой.

- Почему из всех наук Вы выбрали историю?
- История - самая интересная наука из всех имеющихся на Земле. К этому прикладывалось желание стать историком - влияние отца. Он любил историю и приучил меня к ней с детских лет своими рассказами. Мне повезло в юности: в педучилище у меня был хороший учитель - М.А.Седов. Теперь его уже нет. Он любил историю, прекрасно ее излагал, и те, кто учились у него, полюбили этот предмет.
- Как Вы стали студенткой истфака?
- По тогдашним правилам 5 процентов выпускников педучилища могли поступит в вуз. И в 1938 г., в год окончания мною педучилища, у нас в городе открылся исторический факультет. Я подала заявление, сдала экзамены и стала студенткой.
- Какими были первые студенты истфака?
- Всех людей, поступивших в тот первый год работы факультета, объединяло желание учиться, изучать историю. Мы были самостоятельно мыслящие люди. Большинство моих товарищей пришло в институт с работы. Из средней школы было 4-5 человек. Остальные прошли рабфак, кто-то уже работал учителем, часть студентов пришла с производства.
- Были трудности в учебе?
- Да. Библиотека бедна, учебники искали по знакомым. Но мы любили историю и с удовольствием шли на лекции. Не у всех преподавателей лекции были одинаковые, но нас не надо было заставлять ходить на них.
- Кто из первых преподавателей запомнился больше всего?
- Если вспоминать преподавателей, то больше всех запомнился П.П.Гришин. Умница, эрудит. Он, может быть, впервые показал нам, что история - это серьезная наука, которую надо изучать. Гришин читал историю ВКП (б), но не отделял ее от истории нашей страны. Это определило наше отношение к предмету. Из преподавателей всеобщей истории вспоминаю блестящие лекции по средневековью Векслера. Замечательно читал средневековую литературу Стеблев. Я до сих пор помню некоторые из его переводов классических стихов Катулла, переводы Г.Гейне. А великолепные разборы Стеблевым трагедий Шекспира! Все это расширяло наш кругозор и создавало отношение к литературе как к предмету, тесно связанному с историей.
- Первый набор студентов истфака не прошел полного курса наук. Помешала начавшаяся война...
- Знаете, мы завидовали старшим поколениям, прошедшим гражданскую войну. Нам казалось, что все важные события позади. Но пришла другая война. Многие мои товарищи попали на фронт и не вернулись. Парней с нашего факультета мобилизовали в июле 1941 г. Оставшиеся проучились еще 3 месяца, сдали в октябре государственные экзамены и в начале ноября получили дипломы об окончании института.
- Как сложилась Ваша дальнейшая судьба?
- Когда я закончила институт, нехватка учителей истории была страшная. Я недолго проработала в начальной школе в с.Слюнино, а с мая 1942 г. стала преподавать в ряде рязанских школ. Позже стала лектором обкома ВКП (б). Это была тяжелая, но интересная работа. В 1950 г. я поступила в аспирантуру Академии общественных наук при ЦК КПСС, по окончании которой вернулась в Рязань. Проработав 6 лет в должности заместителя директора партийной школы, после ее реорганизации стала преподавателем, а затем более 20 лет заведовала кафедрой истории КПСС в сельскохозяйственном институте, где и работаю до сих пор.
- Каковы Ваши научные планы на ближайшее будущее?
- Историки нашей кафедры в течение ряда лет занимались историей политических партий в Рязанской губернии в начале ХХ в. Результатом стали несколько научных публикаций. Сейчас думаем заняться вопросами истории культуры в Рязанской области.
- Трудно ли сейчас преподавать историю?
- Я всегда старалась привить студентам любовь к истории. На протяжении ряда лет вела студенческий кружок, среди участников которого были дипломанты всесоюзных и всероссийских конкурсов. Сейчас такой возможности нет. Курс лекций по истории сильно сокращен. Это связано со стремлением наших западных "покровителей" уничтожить историю как предмет. Стране, которую хотят превратить в колонию, история не нужна. Для этого надо уничтожить народную память. Сейчас это делается блестяще!
- Как Вы выходите из подобного положения?
- Я читаю историю по авторскому курсу и элективный курс "Реформы и революции в России в ХХ веке". Это позволяет увеличить количество часов и, надеюсь, дать студентам правильное понимание истории.

Беседовал Павел Трибунский.