[1] [2] [3] [4] [5] [6] [7] [8] [9] [10] [11] [12] [13] [14] [15] [16] [17] [18] [19] [20] [21] [22] [23] [24] [25] [26] [27]

 

Полный список выпусков

Рязанские ведомости.1998. 26 февраля. . 43-44. С. 4.

Немецкое? Переименовать!
Кампания по борьбе с "немецким засильем" в Рязанской губернии в годы Первой мировой войны.

                      Александров П.

Дмитриев М. Неистовый епископ Димитрий.
Биография епископа Рязанского и Зарайского Димитрия (1865-1929).

                      Дмитриев М.

Дело Шефферлинга.
История финансовой аферы, связанной с Рязанской ученой архивной комиссией.

                     Толстов В.

Касимовские газеты.
Неудачные попытки открытия газет в Касимове в конце XIX в.

                      Трибунский П.

Лакейский "профсоюз".
История создания и функционирования "Бекбулатовского общества взаимной благотворительности касимовских татар".

                      Филиппов Д.

 

Лакейский "профсоюз"

   "Лакейская столица" - так нередко называли Касимов в середине XlX в. Дело в том, что жители Касимовского уезда, главным образом, касимовские татары из-за "скудости почв" и малоземелья были вынуждены искать заработки на стороне. Они отправлялись в Москву и Петербург, где нанимались на службу приказчиками, официантами, лакеями и дворниками. Благодаря своей трезвости, честности и аккуратности касимовские татары снискали себе славу отменных работников и легко находили места в столицах. В итоге они вытеснили своих конкурентов - официантов-ярославцев и дворников-тверитян - из большинства лучших ресторанов и из богатых домов. Зарабатывая хорошие деньги татары неплохо обеспечивали свои семьи, однако в старости, не имея возможности работать, нередко оказывались в очень сложном положении.

Исправить ситуацию попыталось "Бекбулатовское общество взаимной благотворительности касимовских татар", созданное в 1867 г. в Петербурге и имевшее свое отделение в Касимове. Инициатором его создания выступил касимовский купец второй гильдии Х. Бекбулатов. Еще мальчиком он был привезен в Петербург и прошел долгую официантскую школу. Кому как не ему было лучше знать о всех трудностях, с которыми сталкивались его земляки, попадая в столичную круговерть.

Целью общества было сбережение средств его членов, с выплатой процентов с прибылей, получаемых от коммерческих операций, которыми общество имело право заниматься, а также предоставлении денежной и другой помощи нуждающимся членам общества. В будущем, "при достижении необходимой силы", предполагалось открытие в Касимове школы для детей умерших членов общества и приюта для престарелых.

Общество создавалось на добровольных началах, при этом его членов требовалось соблюдения весьма строгих положений устава. Капитал общества складывался из взносов, которые платили его члены, добровольных пожертвований, штрафных денег. Штрафы взимались за просрочку уплаты взносов, невозвращение в срок ссуд, выданных обществом, нарушение устава, и по решению общества "за безнравственную жизнь и учинение беспорядков".

Можно сказать, что татарское благотворительное общество выступало и как своего рода профессиональное объединение, защищавшее корпоративные интересы своих членов, приняв на себя заботу о трудоустройстве вновь прибывающих в Петербург татар и давая им рекомендации для поступления на службу. Объявление об известных свободных рабочих местах было одним из обязательных требований к членам общества. Это, пожалуй, один из наиболее интересных пунктов в уставе. За "необъявление правлению... о каком-либо... свободном месте, на которое правление могло бы рекомендовать одного из... членов, находящихся без мест" предусматривалось наложение штрафов.

Отделению общества в Касимове, а оно было создано в том же тоже в 1867 г., городская дума предоставила право открытия трактира, не подлежащего налогообложению, принимая во внимание благотворительный характер организации. В 1868 г. Х. Бекбулатов предоставил в министерство внутренних дел дополнение к уставу, согласно которому касимовская контора общества получала право приобретения земельной собственности, домов, хлебных запасов "для распространения между касимовскими членами и оказания им материальной помощи в случае неурожая". Кроме того, в Касимове должны были открыться лавки и склады, принадлежавшие обществу, где продавались бы продовольственные и другие товары "по удешевленным против рыночных ценам" всем жителям Касимова. По мере роста материальных возможностей общества, оно предполагало "входить в другие промышленные и торговые предприятия". Сразу же после утверждения устава министерством, в город были направлены средства для найма лавок и открытия торговли.

Однако новые положения устава не понравились касимовской городской думе, и она потребовала, чтобы коммерческая деятельность общества велась на правах купцов первой гильдии, а это требовало объявления капитала и уплаты соответствующих торговых пошлин. Денег для объявления капитала по первой гильдии, как требовали городские власти, у общества не было. Началась тяжба, закончившаяся в пользу общества. Ему было предоставлено право торговли по свидетельству второй гильдии, что в налоговом отношении было дешевле.

Общество действовало в Касимове вплоть до начала XX в. В 1900 г. было подано прошение об открытии в Касимове приюта на 10 человек из беднейших татарских детей. Однако реализовать этот план не удалось. Касимовский уездный исправник, в сообщении о положении татарского населения в Касимовском уезде, направленном рязанскому губернатору, писал: "Мусульмане как в городе Касимове, так и уезде в общем живут в достатке, если есть бедные и сироты, то весьма мало, а по этому я предполагаю, что нет основания в открытии приюта". В силу такого подхода властей, дело по прошению было прекращено. В этих условиях основной формой заботы о нуждающихся стало предоставление разного рода пособий. В 1902 г. на попечении общества находились 20 семей, пользовавшихся ежемесячным пособием, и 7 семей, получивших единовременную помощь. Примечательно, что среди жертвователей в пользу мусульманского благотворительного общества, были не только татарские, но и русские купцы, в частности, С.К.Умнов и "Товарищество М. Попова".

Дмитрий Филиппов.